Зал археологии
В археологической экспозиции музея-заповедника представлены многочисленные погребальные и бытовые памятники, свидетельствующие о социально-экономическом развитии, достижениях повседневной и художественной культуры далёких предков современных жителей Ставропольского края.
В древности современную территорию края заселяли многие народы, с разным хозяйственным укладом, материальной и духовной культурой. Их этнические имена не дошли до наших дней, но следы их присутствия сохранила земля. Археологи знают и умеют раскрывать тайны земли. Как многослойный пирог они открывают, фиксируют, изучают объекты древней и средневековой истории, находящиеся на поверхности земли и под землёй. Следы проживания человека называют «культурным слоем». Он достаточно протяжённый и мощный, информирующий, например, об общем направлении хозяйственной деятельности людей поселения. Иногда фиксируются тонкие прослойки, свидетельствующие о жизненных эпизодах. Они не столь протяжённые и часто находятся на границе или внутри исследуемого слоя. Поскольку материальный мир обновляется не быстро, то и границы между слоями «размываются», проникая друг в друга. В непотревоженных отложениях нижние слои древнее верхних. Изучение слоёв важно и для хронологии памятника. Наполненность культурного слоя предметами-маркерами, даёт возможность выделить археологические культуры и назвать её, исходя из конструктивных особенностей погребальных сооружений или места нахождения археологического объекта.
Например, майкопская археологическая культура названа от имени города Майкоп (Республика Адыгея), на территории которого находился крупный объект, ставший эталонным памятником для всей культуры — Майкопский курган, исследованный в 1897 году Н.И. Веселовским. Племена катакомбной археологической культуры получили название от особой погребальной конструкции, представленной коридором-шахтой, дромосом, закрытым входом в камеру и саму погребальную камеру за ним.
В археологической экспозиции музея-заповедника представлены многочисленные погребальные и бытовые памятники, свидетельствующие о социально-экономическом развитии, достижениях повседневной и художественной культуры далёких предков современных жителей Ставропольского края. Народы эпохи бронзы на Ставрополье представлены племенами майкопской археологической культуры IV тысячелетие до н.э. — первыми земледельцами и скотоводами. Они устраивали поселения в долинах рек, строили жилища. Внутри и снаружи жилищ, вкапывали и расставляли крупные глиняные сосуды (пифосы); разделяли всю посуду на тарную, кухонную, столовую и парадную. Устраивали очаги и ставили лавки. В ремесленных направлениях «майкопцы» продвигались вперёд, осваивая новые технологии и, особенно, преуспели в гончарном деле и металлургии, знали ткачество.
В III тысячелетии до нового времени изменились климат и ландшафт древней территории Ставрополья, что способствовало рождению и развитию нового хозяйственного уклада, связанного с крупными перемещениями древнего населения по обширным степным просторам.
В запряжённых быками кибитках или повозках древние кочевники отправлялись в поисках пастбищ.
В подкурганных захоронениях знати археологи продолжают находить четырёхколёсные повозки, изготовленные из древесины и их глиняные модели.
Кобанская археологическая культура XX–IV веков до н.э. представлена коренным оседлым населением землепашцев и скотоводов.
Их поселения располагались на возвышенностях с естественно эскарпированными склонами, глубокими расщелинами или ущельями, например, на Крестовой горе в городе-курорте Кисловодск, на Грушёвском и Татарском городищах города Ставрополя.
«Кобанцы» плавно перешли из эпохи бронзы в эпоху раннего железа. Встроились в пришлую кочевническую культуру скифов, активно взаимодействуя с ними. В скифское время кобанские мастера-литейщики создавали изделия ритуального содержания безупречной проработки, стройных и изящных форм, оригинального дизайна — воплощение безукоризненного чувства гармонии.
Скифы вторгаются в ставропольские степи в третьей четверти VII века до нового времени. Воинственные племена кочевников — «народ-войско... у которого нет ни городов, ни укреплений, и свои жилища он переносит с собой, где каждый — конный стрелок, где средства к жизни добываются не земледелием, а скотоводством, и жилища устраиваются на повозках, — такому народу как не быть непобедимым...»
Воины-скотоводы придавали особое значение коневодству, которое одаривало их многим необходимым приходом в быту, делало их мобильными и быстрыми, позволяло передвигаться на огромные расстояния. С огнём и мечом они проносились по новым степным просторам, подчиняя себе местное население.
В III веке до новой эры в районы Предкавказья вторгаются воинственные сарматские племенные союзы, связанные со скифами общим происхождением и культурой, претендуя на пастбища, стада животных и торговые пути. Постепенно вытесняя скифов к Северному Причерноморью и Приазовью, они становятся на этой территории доминирующим кочевым населением.
Набеги сармат также сопровождаются разрушениями, пожарами, гибелью большей части жителей крупных поселений.
В IV веке нашего времени сарматы утрачивают влияние на Северном Кавказе в результате нашествия новых кочевников — гуннов.
Племена гуннов продвигаются от пустынь и степей Центральной Азии на запад, вовлекая в военные походы другие народы, встречавшиеся на их пути. Большую часть жизни они проводят верхом на лошадях. Умелые и сильные воины, они одерживают одну победу за другой.
Постоянно в движении, гунны оставляют совсем немного материальных свидетельств своего присутствия на Ставрополье. Поэтому каждая находка, связанная с гуннской эпохой — научная сенсация.
Алан древнерусские летописи называют ясами, а сами аланы именуют себя иронами. Созданная ими культура получает название аланской. Аланы осваивают террасное земледелие, выпасают стада баранов и коз. Они умелые ремесленники, камнетёсы, скульпторы, обладающие художественным вкусом.
С VI века через Аланию прокладывается торговая дорога — Северная трасса Великого Шёлкового пути, состоящая из разветвлённой сети маршрутов.
К X веку в письменных источниках называется «царство алан» с единым правителем. В начале X века Алания принимает христианство через Византию и посредничество Абхазского царства.
Русь издавна поддерживала политические, торговые и этнокультурные контакты с народами Северного Кавказа. Сохранились материальные свидетельства этих контактов. Например, на Ставрополье у села Преградное вдоль течения Егорлыка найден каменный крест XI века. На его стволе, в средокрестии сохранилось рельефное изображение несторианского креста, а под ним прорезная надпись из четырёх строк, выполненная буквами кириллического алфавита.
По течению реки Егорлык близ села Дмитриевское в Ставропольском крае и в Северной Осетии неподалёку от селения Заманкул, найдены два каменных креста типологически схожих с Преградненским крестом.
В первой половине XIII века Северный Кавказ завоевали монголо-татарские армии, в результате чего мирному существованию и процветанию Алании, владеющей этими территориями, был нанесён сокрушительный удар.
Её земли вошли в состав Золотой Орды.
Центром этих земель стал торгово-ремесленный город Маджар — современный город Буденновск.
Наиболее экспозиционные и интересные с научной точки зрения коллекции происходят из следующих памятников:
- Комплекс энеолитических поселений у станицы Галюгаевской в Курском муниципальном округе Ставропольского края.
- Курганы эпохи бронзы и раннего железного века у Чограйского водохранилища, городов Изобильного, Ипатово, Ставрополя, Александровска, Георгиевска, Будённовска, Усть-Джегуты.
- Поселения и городища раннего железного века и средневековья у города Ставрополя и в Кисловодской котловине.
- Курганные могильники воинской знати скифов (VII-VI вв. до н.э.) у села Новозаведенное, хутора Красное Знамя и на территории города Ставрополя.
- Поселения и могильники аланской культуры Верхнего Прикубанья.
- Материалы раскопок на Грушёвском и Татарском городищах.
Археологические раритеты:
- Мавзолей аланского правителя XI в. из Кривобалковского могильника Кяфарского городища Карачаево-Черкесской Республики.
- Каменный крест с кириллической надписью XI в. из села Преградное Красногвардейского муниципального округа.
- Коллекция шёлковых тканей VIII-X вв. из скальных могильников Подорванная и Мощевая Балки Карачаево-Черкесской Республики.
- Бронзовый шлем ассирийского типа VIII в. до н.э. из грунтового могильника Клин-Яр III близ города-курорта Кисловодск кобанской культурно-исторической области.
- Фрагменты шёлкового халата XIV в. из Новопавловского могильника у города Новопавловска, административного центра Кировского городского округа.
- Клад серебряных дирхемов VIII-X вв. из села Петровского Петровского городского округа.
- Бронзовые шатровые навершия погребальных повозок с протомами мифологических грифонов и литыми фигурами ланей в жертвенных позах, выполненных в технике малой пластики из скифского кургана VII в. до н.э. у села Новозаведенное Георгиевского городского округа.