Режим работы
Понедельник: выходной
вторник: экскурсии
СР - ВС: 10:00 — 18:00
Телефон для справок:
8 (8652) 26-42-23
Вопрос–ответ Филиалы музея Музей детям
Пушкинская карта
Режим работы
Понедельник: выходной
вторник: экскурсии
СР - ВС: 10:00 — 18:00

Плещут холодные волны

6 февраля 1904 года Япония разорвала дипломатические отношения с Россией, что привело к началу Русско-японской войны за господство над важными в стратегическом и экономическом отношении районами Дальнего Востока. Одной из трагических страниц войны стало морское сражение у Чемульпо.

Причастным к этой истории оказался и ставропольский композитор, хоровой дирижёр, педагог Василий Дмитриевич Беневский. Широкая известность пришла к нему в 1904 году, как раз в связи с событиями первых дней Русско-японской войны.

В.Д. Беневский.jpg

27 января 1904 г. в бухте Чемульпо в Корее стоявшие на рейде и находившиеся в распоряжении русского посольства крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» подверглись внезапной атаке японской эскадры и приняли смертельный бой. Вот как это было: «Утром 27 января 1904 года японский адмирал уведомил командиров стоявших в Чемульпо крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец», что между Россией и Японией началась война, и заявил, что если суда не уйдут до полудня из гавани, то он немедленно атакует их на рейде всей эскадрою. Командиры приняли вызов. Экипажи «Варяга» и «Корейца» выстроились в боевом порядке на палубах и запели гимн… Японцы предложили сдаться, но, не получив ответа, открыли огонь всею эскадрою. Все орудия были направлены на «Варяга»… Убедившись в невозможности быстро исправить повреждения и не желая, чтобы суда достались неприятелю, командир «Варяга» решил затопить оба судна… Произошёл страшный взрыв, и от крейсера «Варяг» на поверхности воды остались только верхушки мачт». Экипажи вернулись в Россию через нейтральные порты.

Открытка Бессмертному Варягу слава_лмс оф 1926.jpg

Открытка времен Русско-японской войны

Не было ни одной зарубежной газеты, не высказавшей своего отношения к подвигу русских героев в бухте Чемульпо. Было множество музыкальных реакций на сражение. В материалах Канцелярии министерства императорского двора в настоящее время обнаружено более десятка присланных государю музыкальных произведений на тему событий 27 января 1904 года. Все они разного художественного уровня и разных музыкальных достоинств. Но их география впечатляет: Россия, Франция, Англия, Германия, Греция.

Первым из известных ныне поэтических откликов на бой «Варяга» стало опубликованное 17 февраля 1904 года в петербургской газете «Русь» стихотворение банковского служащего из Риги, поэта-любителя Якова Репинского «Варяг».

Плещут холодные волны,

Бьются о берег морской,

Носятся чайки над морем,

Крики их полны тоской...

Безыскусно-искренний и вместе с тем возвышенный тон стихотворения чутко уловил настроение многих русских людей. Среди них был и учитель музыки из губернского города Ставрополя В.Д. Беневский. Он написал на слова песни «Плещут холодные волны» выразительную, глубоко эмоциональную мелодию в форме баллады.

обложка ноты баллады Варяг.jpg

Вскоре после написания, издания и исполнения, 11 декабря 1904 года, сочинение В.Д. Беневского «Варяг» было удостоено «Высочайшей Государя Императора благодарности». Известно также о благодарственном письме Беневскому от командира крейсера «Варяг», капитана 1 ранга В.Ф. Руднева.

К сложившейся непростой международной ситуации на Дальнем Востоке небезучастными оказались представители этнической группы ставропольских туркмен. После того, как в 1904 году русская Тихоокеанская эскадра потеряла крейсер «Варяг» и канонерскую лодку «Кореец», первыми, кто откликнулся на призыв Комитета по усилению флота, были представители туркменского народа. Это выразилось в том, что на деньги, пожертвованные из общественного капитала туркменского народа губернии – 337 тысяч рублей – был построен миноносец «Трухменец Ставрополья». По тем временам это был хорошо вооруженный военный корабль.

Эскадренный миноносец «Трухменец» был заложен на судоверфи завода «Ланге и сын» в Риге в 1904 году. Водоизмещение судна составляло от 500 до 630 тонн, длина крейсера – 73,2 метра, ширина – 7,2 метра. Две паровые машины тройного расширения мощностью в 6200 лошадиных сил обеспечивали ему скорость хода 25 узлов. Миноносец был спущен на воду 5 февраля 1905 года и зачислен в состав Балтийского флота. После посещения судна императором Николаем II Высочайшим приказом от 6 октября 1908 года корабль был переименован в «Туркменец Ставропольский».

Миноносец Туркменец Ставропольский.jpg

Миноносец «Туркменец Ставропольский»

С 1905 по 1908 гг. миноносец входил в состав Практического отряда обороны побережья Балтийского моря. До 10 октября 1907 года классифицировался как минный крейсер. С 1909 года был в составе 1-й минной дивизии. В период Первой мировой войны входил в состав 6-го дивизиона минной дивизии. Участвовал в набеговых операциях на коммуникации и дозоры противника, обороне Курляндского побережья и Рижского залива, минных постановках в юго-восточной и центральной частях Балтийского моря.

Корабль эскортировал и осуществлял противолодочную оборону главных сил флота. С 8 по 21 августа 1915 года участвовал в Ирбенской и с 12 по 19 октября 1917 года в Моонзундской операциях. Принимал участие в февральской революции. 7 ноября 1917 года вошел в состав Красного Балтийского флота. С 10 по 18 апреля 1918 года совершил переход из Гельсингфорса (Хельсинки) в Кронштадт. Несколько раз проходил капитальный ремонт корпуса и главных механизмов, перевооружение на заводе акционерного общества «Крейтон и Ко».

На палубе эскадренного миноносца Туркменец Ставропольский.jpg

На палубе эскадренного миноносца «Туркменец Ставропольский»

С 24 октября по 21 ноября 1918 года «Туркменец Ставропольский» перешел по Мариинской водной системе в Астрахань и был зачислен в состав Волжской военной флотилии, 13 мая 1919 года – в состав Азово-Каспийской военной флотилии. С 31 июля 1919 года входил в состав Волжско-Каспийской военной флотилии, с 5 июля 1920 года – в состав Морских сил Каспийского моря, с 27 июня 1931 года – Каспийской военной флотилии. Прошел капитальный ремонт с 26 мая 1925 года по 30 мая 1929 года. 23 августа 1926 года переклассифицирован в канонерскую лодку.

В годы Великой Отечественной войны корабль обеспечивал воинские и хозяйственные перевозки на Каспии (с августа 1942 года по февраль 1943 года). 18 июля 1949 года был исключен из состава ВМФ с передачей организации ДОСФЛОТ города Астрахани для использования в качестве учебного судна. 30 июля 1962 года исключен из списков судов ДОССАФ с передачей «Главвторчермету» для разборки на металл.

Таким образом, военный корабль «Туркменец Ставропольский» прослужил России верой и правдой 57 лет.

Миноносец Туркменец Ставропольский 1910-е гг..jpg

Миноносец «Туркменец Ставропольский»

Теги:
История
Основные залы музея
Зал этнографии
Зал этнографии
Зал истории
Зал истории
Зал природы
Зал природы
Зал археологии
Зал археологии